Школа – территория здоровья

Гигиена 4 июня 2021

В целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2030 года и Цели № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», во исполнение пункта 31 подпрограммы «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021 — 2025 годы, Протокола заседания межведомственного совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 9 октября 2019 г. № l специалистами государственного учреждения «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» по данным, представленным территориальными ЦГЭ, проведена оценка реализации в учреждениях общего среднего образования области информационного профилактического проекта «Школа – территория здоровья» в соответствии с установленными критериями эффективности.

Оценка реализации всех учреждений общего среднего образования, вовлеченных в реализацию информационного профилактического проекта «Школа – территория здоровья» проведена специалистами территориальных ЦГЭ совместно с управлениями (отделами) образования гор- райисполкомов, медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь учащимся с установлением эффективности.

Результаты оценки показали, что в реализацию межведомственного информационного профилактического проекта «Школа – территория здоровья» вовлечено 320 (99,1%) учреждений общего среднего образования Гродненской области, в 2020 году – 326 (с начала 2020/2021 учебного года 6 учреждений закрыты или реорганизованы). Подтвердили соответствие реализуемому проекту «Школа – территория здоровья» 289 (90,3%) учреждений (в 2020 году – 88,03%), 31 (9,7%) учреждение – соответствие отдельным элементам проекта (3 – на уровне Ι ступени «Школа, пропагандирующая здоровье» и 28 – на уровне ΙΙ ступени «Школа, содействующая укреплению здоровья»). В сравнении с 2020 годом учреждений общего среднего образования, реализующих отдельные элементы проекта, уменьшилось на 19,2%.

На уровне Ι ступени «Школа, пропагандирующая здоровье» осуществляется реализация проекта в ГУО «Конюховский УПК ясли-сад – средняя школа», ГУО «Пархимовский УПК ясли-сад – базовая школа» Берестовицкого, ГУО «Еремичский УПК ясли-сад – базовая школа» Кореличского районов.

На уровне ΙΙ ступени «Школа, содействующая укреплению здоровья» реализуются элементы проекта «Школа – территория здоровья» в:

  • 4 учреждениях общего среднего образования Ивьевского района: ГУО «Бакштовский детский сад – средняя школа», ГУО «Трабский ясли-сад – средняя школа», ГУО «Чернельский детский сад – базовая школа»,  ГУО «Жемыславльский детский сад – базовая школа»;
  • 8 учреждениях общего среднего образования Лидского района: ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды», ГУО «Средняя школа № 5 г. Лиды», ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды», ГУО «Средняя школа № 12 г. Лиды», ГУО «Средняя школа № 13 г. Лиды», ГУО «Средняя школа № 1                               г. Берёзовки», ГУО «Берёзовская средняя школа № 3», ГУО «Первомайская средняя школа»;
  • 5 учреждениях общего среднего образования Мостовского района: ГУО «Рогозницкий УПК детский сад – средняя школа», ГУО «Озерковская средняя школа», ГУО «Песковский УПК детский сад – средняя школа», ГУО «Милевичский УПК детский сад – средняя школа», ГУО «Куриловичский УПК детский сад – средняя школа»;
  • 11 учреждениях общего среднего образования Слонимского района: ГУО «Средняя школа № 3 г. Слонима», ГУО «Средняя школа № 5 г. Слонима», ГУО «Новодевятковичская средняя школа», ГУО «Озерницкая средняя школа», ГУО «УПК Деревновский ясли-сад – средняя школа»,  ГУО «УПК Раховичский ясли-сад – средняя школа», ГУО «УПК Большешиловичский ясли-сад – базовая школа», ГУО «УПК Новосёлковский ясли-сад – базовая школа», ГУО «УПК Селявичский ясли-сад – базовая школа», ГУО «УПК Деревянчицкий ясли-сад – начальная школа», ГУО «Поречская базовая школа».

По результатам оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» в 2020/2021 году в сравнении с прошлым учебным годом наблюдается положительная динамика по всем анализируемым показателям. Реализация мероприятий проекта согласно установленным критериям оценена эффективно в 308 (96,3%) учреждениях образования, в 12 (3,7%) – недостаточно эффективно: ГУО «Стародворецкий ясли-сад – базовая школа» Берестовицкого, ГУО «Беняконская средняя школа», ГУО «Пелясская средняя школа с обучением на литовском языке» Вороновского, ГУО «Дворецкая средняя школа» Дятловского, ГУО «Средняя школа № 1 г Берёзовки» Лидского, ГУО «Ладеникский УПК детский сад – базовая школа» Новогрудского, ГУО «Вердомичский детский сад – средняя школа», ГУО «Новодворская средняя школа», ГУО «УПК Хоневичский детский сад – средняя школа», ГУО «УПк Гринковский детский сад – базовая школа» Свислочского районов, ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима», ГУО «Средняя школа № 2 г. Щучина».

По данным проведенной оценки состояния здоровья организованных коллективов показатель индекса здоровья увеличился на 3% в сравнении с предыдущим: увеличение произошло в 106 (33,1%) учреждениях образования, так же положительная динамика индекса здоровья имеет место еще в 99 (30,9%) учреждениях.

В соответствии с предложенной анкетой самооценка состояния здоровья от 38,0% до 97,9% респондентов имеют минимальное количество жалоб на состояние здоровья; удельный вес учащихся учреждений образования, вовлеченных в реализацию проекта увеличился на 3% и более в 152 (47,5%) учреждениях образования по вопросам информированности о факторах риска, формирующих здоровье и в 190 (59,4%) – о сформированности у учащихся установки на сохранение здоровья.

По вопросам реализации проекта «Школа – территория здоровья» специалистами Гродненского, Волковыского, Лидского, Новогрудского, Сморгонского зональных ЦГЭ и Островецкого районного ЦГЭ с руководителями учреждений общего среднего образования, медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь учащимся, проведены семинаров и круглые столы.

Реализация информационных проектов и вопросы состояния здоровья школьников в учреждениях общего среднего образования рассмотрены на Советах управлений образования Зельвенского, Сморгонского и Ошмянского райисполкомов; вопросы здоровьесбережения обучающихся — на совместном заседании медико-санитарного Совета и Совета управления образования Кореличского райисполкома.

С целью продвижения принципов здорового образа жизни среди учащейся молодежи в учреждениях образования Гродненской области организованы и проведены просветительские мероприятия, направленные на повышение информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья, создание мотивации на ведение здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, в том числе с использованием дистанционных информационных технологий:

  • городская информационная акция «Здоровье, книга, я – верные друзья!» для детей и подростков на базе городских библиотек (с 28 декабря 2020 г. по 6 января 2021 г.). В рамках акции распространены информационно-образовательные материалы по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, вирусных инфекций в количестве 200 экземпляров;
  • областная акция «Маршрут безопасности!» для учащейся молодежи (с 17 по 23 марта 2021 г.). Проведено 287 тематических мероприятий, охвачено 6605 человек, проконсультировано 1938 человек;
  • областная акция «Шаги к здоровью. Сделаем вместе» для учащейся молодежи (с 19 по 23 апреля 2021 г.). Проведено 313 тематических мероприятий, охвачено 14077 человек, проконсультировано 1487 человек.

В области реализуется 5 профилактических проектов для учащихся общеобразовательных школ: «Твори свое здоровье сам» (Гродненская область), «Знания Одолеют Желания» (г. Щучин), «4 К – формула здорового развития» (г. Лида), «Кружок юного валеолога «Построим мы здоровье сами своими детскими руками» (г. Гродно), «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся» (г. Гродно).

  • АВТОР


    Юречко Наталья Владимировна
    заведующий отделением гигиены детей и подростков